Фрагмент выставки Мидео Круза «Политеизм»

Почему обнаженный Иисус – не богохульство… как религия и современное искусство влияют друг на друга. И как произведения современного искусства превращаются в священные «мощи» супергероев.

Краткая история вопроса

7 июня прошлого года в Маниле, столице Филиппин, была открыта выставка местного художника Мидео Круза «Политеизм». Скандал вокруг нее разгорелся на почве религии (что последние несколько лет происходит все чаще и чаще). Так как данная выставка прославилась плакатом с изображением Иисуса Христа, к лицу которого был прикреплен деревянный пенис. Остальные предметы выставки также представляли собой богохульные для верующих объекты – например, распятие с прикрепленным к нему красным пенисом, который можно перемещать вверх-вниз. Дошло даже до того, что четвертого августа была совершена попытка уничтожить некоторые работы художника. И в результате, по многочисленным просьбам верующих, указом президента выставка была закрыта. Естественно, христиане засыпали Круза гневными сообщениями, некоторые даже желали ему смерти и, ни много ни мало, обещали расправиться над ним. Сам же художник так прокомментировал идею выставки: «Это говорит об объектах, которым мы поклоняемся, как создаются эти боги и идолы, и как мы, в свою очередь, создаем наших богов и идолов». Но идею художника так и не поняли ни филиппинские католики, ни президент (который своим комментарием о правах человека так и не смог ничего толком объяснить), ни бывшая первая леди страны Имельда Маркос. И не опять, а снова одержало верх молчаливое большинство — народ, от имени которого говорит президент. А не от имени конкретных людей, которым не понравилась выставка. Хотя сам Мидео Круз не ставил своей целью кого-либо оскорбить, а лишь пытался обратить внимание на проблему идолопоклонничества во всех его проявлениях. Так как идолы бывают не только рукотворные.

Фрагмент выставки Мидео Круза «Политеизм»

Филиппинский художник совместил в своей выставке христианские символы с символами поп-культуры, что, собственно говоря, не слишком оригинально, так как эта «жвачка» жуется уже довольно давно. Но все равно реакция на подобные произведения художников везде одинакова, так как у верующих всегда один аргумент — их чувства. Хотя их никто не тянет на подобные выставки силком. Они идут туда сами, по собственной воле, а после этого — обижаются.

Заодно стоит отметить, что подобная реакция христиан характерна не только как реакция на выставки художников. Так же они реагируют и на книги ученых. Например, Ричарда Докинза, написавшего бестселлер «Бог как иллюзия». А какие сообщения ему приходили на электронную почту, можно посмотреть в ролике «Ричард Докинз отвечает на вопросы издания Reddit», в конце которого он читает и комментирует письма верующих. После просмотра данного видео невозможно не прийти к выводу, что сознание подавляющего количества верующих находится на уровне средневековых суеверий.

Можно для примера изложить еще несколько подобных случаев.

Как сообщило агентство ИНТЕРФАКС, 19 апреля прошлого года во французском Авиньоне было свершено нападение группы католиков на экспозицию выставки «Я верю в чудеса», проходившую в местном Центре современного искусства. В результате нападения была разбита работа американского фотографа Андреаса Серрано «Immersion. Piss Christ».

Piss_Christ_by_Serrano_Andres_1987

Эту работу католики посчитали богохульной, так как на фото изображена статуэтка распятия, погруженная в мочу автора фото. Причем мэр города выступила на стороне художника, ведь во Франции богохульство не считается преступлением. В протестах против выставки были замечены как католики, так и православные. Но есть одна едва заметная деталь, на которую практически не обращают внимание — Серрано сам принадлежит к католической церкви. Художник считает http://www.artchronika.ru/item.asp?id=1936 , что его работы никак не могут быть богохульными, «и говорит, что он не разрушает старые иконы, но создает новые».

Многим, возможно, вспомнится наделавшая много шума московская выставка «Осторожно религия!», проходившая в 2003 году в здании музея имени Сахарова. В пресс-релизе вся концепция выставки была ясно и четко изложена. В итоге выставка была разгромлена православными фанатиками-фундаменталистами, в то время как художники своими работами как раз и призывали к отказу от фундаментализма.

Еще один случай. В марте 2007 года одна из галерей Нью-Йорка под давлением верующих отменила показ шоколадной скульптуры, изображающей обнаженного Иисуса. Как пишет Guardian, работа была расценена как неуважительная по отношению к христианству. На производство данной скульптуры у художника Козимо Кавальяро ушло около восьмидесяти килограммов шоколада.

Известна прошлогодняя история с июльским номером португальского журнала Playboy, на обложку которого была помещена фотография Иисуса, обнимающего девушку, тело которой покрыто татуировками. Также в номере была фотография, на которой Иисус наблюдал за двумя девушками, занимающимися сексом. Редакция объяснила данный поступок данью памяти португальского нобелевского лауреата по литературе — Жозе Сарамаго, известного своими антиклерикальным произведениями и высказываниями в адрес христианства.

Но вице-президент Playboy Тереза Хенесси потребовала изменить обложку номера, иначе будет расторгнут контракт с португальским издательством по причине не соответствия номера общепринятым стандартам. И этим самым поступком Playboy в лице вице-президента в высшей степени продемонстрировал ханжество и лицемерие, которым так славятся американцы. И которое не прикроешь даже сочными телами молодых отфотошопленных моделей. Хотя шеф Hustler — Ларри Флинт в свое время не считал зазорным поместить на обложку своего журнала распятие с обнаженной девушкой. Даже если его коллеги из редакции находили это отвратительным.

И чтобы закончить обзор данных тенденций, можно припомнить прошлогодний скандал вокруг испанского фотографа Фернандо Байона, изобразившего в своих работах Иисуса в образе гея, рожденного проституткой и занимающегося сексом с Марией Магдалиной перед тем как стать гомосексуалистом.

Секс с богом

Говоря о противостоянии веры и искусства, зачастую вспоминают критиков религии. Например, Маркса, Ленина и компанию. Но нам это ни к чему, так как у меня нет желания повторять или излагать чужие мысли (к тому же чрезвычайно отсталые). Важно дать оригинальный взгляд на проблему, не замутненный какой-либо идеологией.

Представление о боге в современной, преимущественно светской по отношению к религии западной цивилизации не существует. Под богом атеисты часто понимают некоего деда, следящего с небес за людьми. Современная атеистическая религиозная критика крайне примитивна, так как она не углубляется ни в тонкости религий, ни вообще в область психического. А бюрократизированный институт современной религии (по большей части христианской) озабочен лишь количеством прихожан и соблюдением формальных ритуалов, которые совершаются так называемыми верующими на автомате. Поэтому еще Владимир Соловьев в свое время не хотел вступать в спор с критиками религии, так как считал их абсолютно правыми в своих аргументах.

Сексуальная сцена на стене индуистского храма в Кхаджурахо

Что же касается идеи секса с богом, то эти представления уходят своими корнями в языческую древность. А еще позже эти идеи нашли свое продолжение в гностицизме, который представлял собой сплав язычества с ранним, только набиравшим обороты христианством. Которое также заимствовало для себя некоторые элементы языческих мистерий и верований.

Раз мы заговорили на данную тему, грех не вспомнить, что в древних Вавилоне, Греции, Индии при храмах практиковалась священная или культовая проституция, которая была опорочена и заклеймена невежественными христианами, считавшими греховным все связанное с сексом. Хотя в Вавилоне были четко разделены понятия проститутки как таковой и храмовой проститутки. Даже сейчас этот древний обычай понимается так же примитивно и трактуется в ханжеской материалистической манере как древние примитивные религиозные представления. И это происходит сегодня, когда сексуальное раскрепощение и просвещение достигло небывалых высот. Но при этом все имеющее хоть какое-то отношение к священному — сразу же отметается как древнее суеверие. Что демонстрирует полное непонимание психической реальности.

В древних языческих религиях секс был священен, и секс с богиней, которая входила в тело жрицы-хиеродулы (в Греции) был неотъемлемым элементом мистерий посвящения в культ. То же самое происходило в Вавилоне, где посвященный на одну ночь становился ритуальным мужем богини Иштар. А секс был не целью, но средством расширения и постижения тайн сознания.

К сожалению, еще в древности эта традиция достигла огромной профанации и в результате деградировала. И сейчас говорить об этих ритуалах возможно лишь в самых общих чертах.

Раздумывая над этим вопросом, я решил привлечь юнгианскую аналитическую психологию. Которая занимается изучением религиозных и мистических надличностных переживаний. Что же касается взгляда на бога как олицетворение Самости и центра антропоса, представленного в аналитической психологии, то мы получим бога-антипода богов религиозных корпораций. Самость можно рассматривать по-разному – и как бога, и — в нейтральном ключе — как центр психического в человеке. Все зависит от того, с какой позиции подходить к вопросу.

Самость как центр психической жизни индивида в мировых религиях представлена в виде бога, и иерофания (встреча с божеством), то есть единение со своей Самостью — представляет центральное событие в жизни человека. После которого человек преображается и никогда уже не будет прежним. Он познает самого себя. Он и есть этот бог, который ему является.

В очерке «Человек мистический» Эрих Нойман описывает процесс иерофании как встречу эго с не-эго: «В процессе встречи с Божеством происходит превращение (transformation); оно происходит в человеке, которому является Божество, но оно включает и само Божество. Оба полюса, которые мы обозначаем как мистические, — эго, ровно как и не-эго, — преобразуются в процессе, при котором разделяющая их линия уничтожается с обеих сторон»1.

Если понимать под божеством Самость, то секс с божеством есть не что иное, как единение с ним. Но в контексте современного искусства и поп-культуры все совсем по-другому. Для фанатиков от религии бог как сексуальный объект немыслим. Бог и секс для них четко разделены, а различия четко регламентированы символом веры и каноном.

Табуированная тема секса с богом в христианстве основана на мифе о непорочном зачатии. В которое верят миллионы человек, хотя вполне возможно понимают, что это физически так же невозможно, как и летать, но тем не менее стараются эти мысли подавлять в себе.

Но даже эта идея непорочного зачатия изначально была порождена язычеством. Впервые этот мифологический концепт появляется в египетском мифе об Исиде и Осирисе. В котором бог Сет убивает своего брата Осириса. А затем расчленяет и разбрасывает части его тела по всему Египту. Исида же собрала и восстановила с помощью магии тело своего мужа. Но не хватало лишь фаллоса. Вместо него Исида использовала тростник. В результате чего она зачала и родила сына Гора, который и победил Сета.

В книге Джозефа Кемпбелла «Герой с тысячей лиц» указывается на женский элемент природы в креационистских аспектах мифов о непорочном зачатии: «В тех мифологиях, которые подчеркивают скорее материн¬ский, чем отцовский аспект творца, эта изначальная женщина заполняет мир в его исходной стадии, принимая на себя те роли, которые в других случаях приписываются мужчинам. Она при этом девственна, поскольку ее супруг пребывает Невидимым Неведомым»2.

Кемпбелл показывает, что мотив непорочного зачатия существовал за тысячи лет до появления христианства. А также демонстрирует широкую географию непорочного зачатия — Финляндия (эпос «Калевала»), Южная Родезия (юго-восточная Африка), Египет, Индия и т.д.

В христианстве эта идея, скорее всего взятая из египетской мифологии, была возведена в догму, утвержденную на Никейском вселенском соборе. В эту догму могли верить от древности вплоть до средневековья, но с развитием критического научного мышления идея была разумно отброшена как физиологически невозможная.

яб-юм Ямараджи

В окончание раздела хочется вспомнить о тибетских яб-юмах — культовых изображениях будд, занимающихся сексом со своими супругами. Эти статуэтки и изображения — символ единения дополняющих друг друга противоположностей. Мужское божество пассивно и символизирует сострадание. Тогда как женское активно и представляет мудрость. При этом в авраамических религиях все наоборот — мужское начало активно, а женское пассивно.

Также два противоположных начала олицетворяют два принципа достижения просветления. Два пути, по которым можно его достичь. Вместе же они — одно целое. Так преодолевается ловушка дуального мировоззрения.

Ваджрадара Яб-Юм
(тиб. rdo-rje chang yab yum)

Когда европейские путешественники впервые увидели яб-юмы, то они были немало смущены. Ну, это и не удивительно. С их-то христианским пуританским воспитанием… Это еще раз демонстрирует священность секса, который испокон веков почитался на востоке. Тогда как на западе с приходом христианства секс считался возможным лишь для продолжения рода, но никак не для удовольствия и достижения измененных состояний сознания. И нужно признать еще, что реальной сексуальной революции на западе так и не произошло. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

1 Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика / Пер. с англ. Ю. Донца; Под общ. Ред. В. Зеленского. — СПб.: Издательский дом «Азбука классика, 2008. — стр. 198.
2 Джозеф Кемпбелл «Тысячеликий герой». ВАКЛЕР. РЕФЛ-БУК. АСТ. 1997.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: